03.04.2013
Любого профессионала отличает приверженность своему делу. Не зря говорят про людей: отличный бухгалтер, великий художник, прекрасный писатель… А вот председатель Регионального духовного управления мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа ЦДУМ России Анур Хурматович Загидуллин – замечательный строитель. Это то, чем он занимается на протяжении последних пятидесяти лет своей жизни. За спиной – сотни возведенных объектов: заводы, дома, промышленные и гражданские сооружения, газовые станции и, конечно, мечети. А сколько еще всего он хочет построить! Об этом знают только Всевышний Создатель и сам Анур Хурматович. Впрочем, некоторыми своими мечтами он поделился с нашими читателями.
– Ассаляму алейкум, Анур Хурматович! Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Ваалейкум ассалям! Я родился в с.Янурусово Ишимбайского района Башкирской АССР 1 марта 1939 года. Там же окончил среднюю школу, поступил в Салаватское техническое училище, которое окончил в 1957 году по специальности слесарь-монтажник, некоторое время работал по этой специальности. Поступил в Казанский химико-технологический институт на вечернее отделение, окончил его в 1965 году. С тех пор на протяжении многих лет занимался строительством нефтехимических объектов. Участвовал в строительстве или возведении новых объектов практически на всех предприятиях нефтехимической отрасли в Башкортостане и Татарстане, ряде промышленных и металлургических предприятий, например, участвовал в строительстве КАМАЗа, стана-5000 на Белорецком металлургическом комбинате. Начинал работать слесарем-монтажником затем мастером, потом стал прорабом, главным инженером, начальником управления в различных строительных организациях, подчинявшихся Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР. Отработал в структуре Министерства в общей сложности 25 лет.
– Но на этом ваша строительная карьера не завершилась?
– Нет, в 1981 году я переехал на крайний север работать начальником специализированного управления № 7 в г.Ноябрьск Тюменской области, подведомственное Министерству строительства нефтяной и газовой промышленности СССР, где работал на протяжении 10 лет. Участвовал в строительстве компрессорных и насосных станций, объектов по обустройству нефтяных и газовых месторождений, газоперерабатывающих заводов таких крупные компаний, как «Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефтегаз», «Ноябрьскгаздобыча» и др. Когда началась перестройка, в строительной отрасли стал развивать собственный бизнес. В 1996 году стал генеральным директором компании ОАО «Инвестразвитие-Ямал», который также занимался строительством как промышленных, так и гражданских объектов: дома, заводы, социальные объекты. В частности, мы выполнили большой объем строительных работ в Салехарде. Я до сих пор продолжаю заниматься строительством, теперь уже в качестве проектировщика.
– А как получилось, что вы начали заниматься религиозной деятельностью?
– Дело в том, что в 1996 году в Ноябрьске было принято решение о строительстве Соборной мечети. Администрация города и общественность избрали меня председателем попечительского совета строительства этой мечети. Так постепенно я начал втягиваться в религиозную деятельность: помогал регистрировать мусульманские организации в городах и поселках, оказывал различную помощь этим общинам, чтобы они начали нормально работать. В 2002 году мы создали Региональное духовное управление мусульман ЯНАО ЦДУМ России, тогда муфтием был назначен Фарид Салман Хайдаров, через три года он ушел, а в 2006 году муфтием стал Хайдар Хафизов. Я в 2006 году был избран председателем РДУМ ЯНАО ЦДУМ России. Также являюсь председателем благотворительного фонда «Ихлас» и членом городского общественного консультативного совета при администрации города Ноябрьск. Два раза совершил Хадж – в 1999 и 2011 годах. Счастливый отец и многодетный дед, у меня 2 детей и 5 внуков.
– В каких городах и поселках Вы помогали создавать религиозные организации?
– В Ноябрьске, Салехарде, п.Харп, Лабытнанги, Уренгой, Губкинский, Пурпе, с.Яр-Сале и другие. Участвовал так или иначе в создании 16 ММРО (местных мусульманских религиозных организаций), которые сегодня действуют в составе Регионального духовного управления мусульман ЯНАО ЦДУМ России.
– Расскажите, как шло строительство Ноябрьской мечети?
– Она строилась с 1997 по 2004 год. Поворотным в истории строительства мечети стал 2002 г., когда был смонтирован купол мечети и выполнено покрытие купола материалом пурал, подготовлены к монтажу главный и угловые минареты. Именно в тот год мечеть приобрела свои нынешние очертания. Еще в 2003 г. в ней начали читать намаз, хотя официально мы ввели ее в эксплуатацию в октябре 2004 г. Строить мечеть помогала администрация города, предприниматели, ООО «Газпром добыча Ноябрьск», простые мусульмане. Она рассчитана на 600 молящихся и является самой большой мечетью на Ямале, но уже сегодня не вмещает всех верующих. Мы уже думаем о том, что нужно в другом районе города строить еще одну мечеть. В мечети работает три священнослужителя: Абдулвахид-хазрат, имам хатыб, и два его помощника Ильяс-хазрат и Ранис-хазрат. Но даже этих трех имамов не хватает, очень много верующих приходит в мечеть, а также, их приглашают во многие дома для совершения мусульманских обрядов.
– А сколько в городе проживает мусульман?
– В городе сегодня проживает около 110-120 тысяч человек, из них 40 тысяч – это этнические мусульмане. У нас есть общины практически всех российских народов, исповедующих ислам. Самые многочисленные это татары, башкиры, выходцы из Дагестана, казахи, кыргызы, таджики, узбеки, азербайджанцы. Мы взаимодействуем со всеми этническими группами. В Ноябрьске базируется окружная Тюркская национально-культурная автономия, председателем которой является Ильдус Ханифович Рязапов. Она объединяет башкирский курултай, татарскую, азербайджанскую и узбекскую национально-культурные автономии. У нас очень хорошие отношения с этой организацией. Вот уже 17 лет в Ноябрьске празднуют Сабантуй. В этом празднике участвуют все. Выходцы с Северного Кавказа пока официально не объединены в организацию, но мы хорошо знаем тех людей, кто пользуется у этих народов авторитетом и уважением, взаимодействуем с ними. Со всеми национальными организациями у нас есть совместные социальные проекты, если кто-то из молодежи нарушает общественное спокойствие, то мы через лидеров этих организаций, диаспор, через аксакалов стараемся на них повлиять.
– Осуществляете ли вы какую-то работу с мигрантами из мусульманских стран?
– Конечно. Они все в нашу мечеть приходят, поэтому мы с ними сразу начинаем работать, знакомим с городом, помогаем найти земляков, иначе они просто не выживут.
– У местной мусульманской религиозной организации «Магърифат» – общины Ноябрьской мечети есть своя газета «Свет знаний», но отражаются в ней и события, касающиеся других общин РДУМ. Хватает ли этого СМИ для мусульман Ямала?
– Эта газета издается ежемесячно с 2002 г. тиражом 999 экземпляров, раньше она была городской, сейчас мы ее позиционируем как газету РДУМ, она распространяется по всем мечетям округа. На данный момент ее пока хватает, но интерес к исламу возрастает, поэтому в будущем году мы планируем официально ее зарегистрировать для того, чтобы повысить тираж. Уже сейчас РДУМ также думает о создании собственного сайта и, возможно, телепрограммы, чтобы повышать информированность населения о ценностях нашей веры.
– После того, как в октябре прошлого года судебными приставами из-за пожарных нарушений была закрыта и опечатана мечеть, принадлежащая исламской организации «Иман-Вера» в г.Ноябрьск (ул.Хвойная, 13), входящая в состав Казыятского управления мусульман ЯНАО, мечеть ЦДУМ России осталась единственной в городе. Наверное, народу в мечети прибавилось?
– Да, сегодня прихожане закрытой мечети приходят молиться к нам, потому что Ноябрьская мечеть осталась единственной. Поэтому думаем о строительстве новой мечети в другом районе города Ноябрьск.
– В каких городах Ямала уже есть мечети и где ощущается потребность в их строительстве?
– В автономном округе действует пять капитальных мечетей: в Ноябрьске, Новом Уренгое, Салехарде, Надыме, Муравленко. Начато строительство мечети в г.Губкинский, медресе в г.Ноябрьск, мы получили земельные участки в Лабытнанге, Харпе, Аксарке, Тазовском, Ярсале. Места то у нас есть, но нет средств для масштабного строительства. Строительство культовых зданий – дело не быстрое. Однако, с помощью Аллаха, при поддержке властей, меценатов и мусульман округа процессы идут. Например, сегодня строится нулевой цикл медресе при Ноябрьской мечети. Среди этнических мусульман в городе очень много желающих вернуться в лоно ислама, мы должны создать для этого условия. Почему проникают в мусульманскую среду псевдорелигиозные течения, экстремизм? Из-за отсутствия достаточного просвещения, неосведомленности мусульман об исламских традициях. Мы стремимся создать трехступенчатую систему исламского образования. Первая ступень – это воскресные школы при мечетях, при них люди должны получать основы религиозных знаний, на этих же курсах имамы должны отбирать тех, кто сможет впоследствии стать религиозным деятелем, работать в нашем округе. Этих ребят нужно направлять в Ноябрьскую гимназию, мы планируем, что оно будет средним образовательным учреждением. Там молодые люди будут получать среднее общеобразовательное знание и готовиться для поступления в Российский исламский университет ЦДУМ России. Выучившись там, они должны быть морально и психологически готовы вести религиозно-просветительскую работу. Мы много готовим молодежи, но мало молодых людей, выпускников, приходят потом работать имамами.
– Почему?
– Они видят, что они не морально, ни психологически не подготовлены для этой работы. Они имеют знания, но вести работу с людьми, особенно с большим количеством людей не могут, потому что в современном мире имам должен не только знать религию, но и общественную психологию, Налоговый кодекс, юриспруденцию, методы организации массовых мероприятий и много чего еще. Ведь современный имам и хозяйственник, и психолог, и религиозный деятель.
– Не секрет, что в северных общинах достаточно высокая текучка кадров. С чем это связано? Вообще, в чем особенность работы имама на Севере?
– Да, здесь очень большая текучка. Когда в советское время осваивались природные богатства крайнего севера, то люди ехали сюда за длинным рублем на короткое время с твердым намерением вернуться назад. Этот фактор играет огромную роль в общественной психологии в автономном округе. Люди не ориентированы на постоянное проживание. Кроме того, здесь очень холодно, суровый ветер, бездорожье, огромные расстояния, малонаселенность и сложная система коммуникации. Имамам нужно общаться друг с другом, проводить встречи, обмениваться опытом, решать совместные задачи. Но делать это очень сложно из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры и дороговизны проезда. Кроме того, в округе живет всего 520 тысяч человек, а ВВП он дает почти на уровне Москвы и Санкт-Петербурга. Но поскольку населения мало, не приходится рассчитывать, что люди смогут обеспечить имама жильем и заработной платой. Если в крупных городах, таких как Ноябрьск или Новый Уренгой эти вопросы еще как-то можно решить, то в небольшом городе и поселке с населением 5 или 10 тысяч человек, где мусульман 15-20%, вопросы по социальному обеспечению семьи имамов решать очень сложно. Мы, конечно, стараемся их как-то решить, работаем с местными органами власти, по возможности они помогают, но их возможности тоже не безграничны. Поэтому многие наши имамы вынуждены работать на различных производствах, чтобы кормить семьи, это, конечно, отвлекает их от главной задачи – религиозной деятельности. Еще один важный фактор – это многонациональность мусульманского сообщества. Это вам не Татарстан или Башкортостан, где мусульмане в основном представлены одной – двумя этническими группами. Здесь этнический состав очень сложный и пестрый, во всех мечетях поэтому проповедь ведется только на русском языке, т.к. это язык общедоступный, государственный.
– Какие задачи стоят сегодня перед Региональным духовным управлением?
– Их несколько. Прежде всего, объединение всех мусульманских организаций автономного округа. Сегодня они действуют в трех юрисдикциях – мы работаем в составе ЦДУМ России – в составе РДУМ ЯНАО – 16 организаций. Казыятское управление мусульман ЯНАО в составе ДУМАЧР – 4 организации и 1 организация в составе ДУМ Сибири г.Омск. Всего 21 организации на Ямале. То, что они разделены и не решают общие задачи совместно очень плохо, так как не складываются взаимоотношения между различными религиозными структурами. Это негативно сказывается на всех мусульманах округа. Вторая важнейшая задача – работа с детьми и молодежью. При ЦДУМ России недавно создалась мусульманская организация молодежи «Гибадуррахман», мы сейчас начинаем создавать первичные организации на местах. Очень вовремя в школах ввели изучение основ религиозной культуры и светской этики, мы активно консультируем преподавателей, которые читают исламский блок. Например: при мечети г.Ноябрьска работает воскресная школа, в которой действует 5 класса, в том числе 3 женских и 2 мужских, обучается 49 учащихся, отправляем шакирдов в РИУ ЦДУМ России на заочное и дневное отделение. Учебный процесс у нас идет с сентября до мая, программа рассчитана на 120 учебных часов, изучаются арабский язык и основы ислама. Тесно работаем со школами, техникумами, вузами, они к нам часто приходят на экскурсии, приглашают нас на классные часы. По количеству обращений мы видим, что увеличивается количество ребят, желающих выучить арабский язык. Мы их с радостью принимаем. Дети и молодежь – это будущее нашей страны, нашего округа, если мы не будем заниматься ее воспитанием и просвещением в духе исламских ценностей, испокон веков исповедовавшихся нашими предками, никакого будущего у нас не будет.