22.10.2013
Хотелось бы надеяться, что после нашего форума ситуация в России существенно измениться. Что я имею ввиду? Центральному духовному управлению исполняется 225 лет. Именно оно подтвердило и свою жизнеспособность, и то, что в свое время российская императрица Екатерина II сделала правильный выбор в отношении Уфы, как центра российского мусульманства, создав здесь Оренбургское, по названию губернии, магометанского закона духовное собрание. Это действительно центр России, это территория, а сейчас это Приволжский федеральный округ, где проживает наибольшее количество мусульман в РФ. И именно здесь самой историей христианско-исламские, межнациональные отношения приведены в устойчивое равновесие. И большая заслуга в этом принадлежит Центральному духовному управлению мусульман России. Исторически так сложилось, что именно Уфа – центр российского ислама не только потому, что здесь существует духовное управление, но и потому что мусульмане нашего региона, Приволжского федерального округа, это оплот стабильности, устойчивости, доброжелательности, миролюбия, всего того, чему учит Ислам.
К сожалению, история распределилась таким образом, что в 90-е годы после того, как распался СССР, произошло дробление и Центрального духовного управления. Конечно, идея реформирования Духовного управления возникали и в конце XIX века, и в начале XX века, когда страна бурлила в потоке революций. Всегда стоял вопрос о том, чтобы Духовное управление было единым. В начале XX века в 5-м году на заседании Духовного собрания Ризаэтдин Фахретдинов предлагал избирать в России только одного муфтия. На первом всероссийском съезде мусульман в Нижнем Новгороде в 1905 году один историк, опираясь на знаменитого исламского богослова Марджани, говорил: «В исламе не должно быть двух раисов, если раисов будет больше, то наступит раскол». Галимджан Баруди также заявлял, что в исламе не должно быть двух падишахов, но могут быть наместники. Всплеск революционной активности в нашей стране, в частности, в Башкортостане, привел к тому, что в 1917 году было создано еще и национальное духовное управление. Они, безусловно, могли существовать оба, но должны были быть объединены под эгидой Центрального российского духовного управления. Раскол в 20-е годы привел к тому, что в период политических репрессий мусульмане, не имея единства, не смогли себя отстоять. В 1936 году, как вы знаете, в период политических репрессий ЦДУМ стало одной из жертв. В этом же году после смерти Ризаэтдина Фахретдинова почти весь состав Центрального духовного управления был репрессирован. Но в послевоенные годы и в последние годы войны в 1943-1944 годах в СССР были созданы еще несколько духовных управлений. Соответственно по территориям – это в Ташкенте Духовное управление мусульман Казахстана и Средней Азии, в Баку Духовное управление мусульман Закавказья и на Северном Кавказе в городе Буйнакске Духовное управление мусульман Северного Кавказа. Территория России, как говорит присутствующий среди нас Роман Силантьев, была разделена на четыре сферы влияния по национально-географическому и, я бы уточнила историко-культурному, признаку.
А в 90-е годы то, что объединяло всех мусульман внутренней России и Сибири, оно, к сожалению, распалось, и раскол духовного управления сопровождался одновременно всплеском национализма, проникновением радикальной идеологии среди мусульман, интервенции экстремистских учений, с чем мы сейчас имеем дело. Вчера произошла очередная трагедия, состоялся террористический акт, который был произведен в городе Волгограде. К сожаленью, этот террористический акт напрямую связан с именем человека, который себя по глубокому убеждению считал правоверным. Он был обманом втянут в экстремистскую деятельность. Поэтому в России нужно мусульманское единство, российским мусульманам нужно то духовное управление, которое подтвердило свое существование и доказало, что оно нужно на протяжении двух с лишним веков. Это Центральное духовное управление, оно единственный правопреемник Оренбургского магометанского закона собрания, и сегодня сам факт проведения данной конференции, присутствие здесь вас, уважаемых гостей, подтверждает это. Здесь собрались религиозные деятели, представители мусульманских организаций более чем из 40 регионов Российской Федерации. Не это ли подтверждение того, что вам и всем нам нужно, чтобы мусульмане России были объединены. Всем, кто настаивает на собственных Центральных духовных управлениях, и ни о каком единстве не помышляют, нужно вспомнить слова Пророка: «Некоторые говорят, что призывают к Аллаху, а на самом деле призывают к себе». Еще раз повторю, в России нужно мусульманское единство, то единство, которое сегодня в зале видно в лице вас, ваших коллег, тех, кто вас делегировал сюда, тех, кто представляет мусульман России.
Благодарю за внимание.