Самарканд на Неве

Самарканд на Неве 03.04.2013

В главные праздники храм не вмещает всех желающих. Но такое случается лишь два раза в год.

Соборная мечеть Петербурга по сей день является одним из крупнейших культовых мусульманских зданий Европы. Особый колорит придает ей экзотическая для севера Европы архитектура – подражание самаркандскому зодчеству эпохи Тимура (XV век).

Своим появлением мечеть в Петербурге обязана присоединению к Российской империи в 1868 году в качестве вассала Бухарского эмирата. Молодой сын эмира в качестве «почетного заложника» оказался в столице империи и за время проживания там наладил неплохие отношения с царской администрацией. Для уммы России представитель формально независимого и важного для интересов империи мусульманского государства оказался ценным лоббистом ее интересов.

Первые прошения о постройке в Петербурге мечети последовали вскоре после посещения столицы империи сыном эмира Бухарского в марте 1881 года, во время коронации Александра III. В апреле 1881 года была объявлена идея создания Комитета по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований. Поддержку начинанию оказывал в переписке с чиновниками председатель Оренбургского магометанского духовного собрания муфтий Салимгарей Тевкелев. Однако ни одно из трех прошений Комитета (май и ноябрь 1881-го и ноябрь 1882-го) и прошение Тевкелева (декабрь 1882-го) не было удовлетворено МВД. Тем не менее по империи начался сбор денег на пока еще «не разрешенную» мечеть. К 1 января 1905 года пожертвования составили чуть более 50 тыс. руб., – сумму, недостаточную даже на покупку участка в столице. 

Повторно вопрос о постройке мечети в Петербурге был поднят уже вступившим на трон эмиром Сеидом Абдул-Ахадом на встрече с императором Николаем II в 1904 году. Журнал «Православный собеседник» сообщал в 1902 году: «Проживающие в Петербурге магометане за неимением мечети в праздничные дни (пятницы) собираются для молитвы у своих духовников (ахунов) на частных их квартирах, которые за недостатком средств очень тесны и не вмещают всех желающих молиться, так что молящиеся наполняют не только переднюю и лестницу, но некоторым приходится даже стоять во дворе». Не менее важным соображением, впрочем, могло оказаться усилившееся именно в эти годы противостояние России с Великобританией в Средней Азии и возрастающая торговля с Бухарой, следствием которой стал огромный вклад эмира в Российском государственном банке на сумму в 27 млн. руб. золотом. В итоге 5 ноября 1905 года был сформирован Комитет по строительству мечети, в январе 1906 года утвержденный в МВД.

Эмир выразил готовность оплатить из своих средств покупку участка под мечеть в Петербурге, выделив для этого 312 тыс. руб. Владетель Бухары, регулярно проживавший в Северной Пальмире, стал патроном конкурса на проект культового здания, который, как говорилось в опубликованном журналом «Зодчий» объявлении, включал следующие требования: восточный стиль архитектуры, купол, от одного до двух минаретов, и облицовка естественным камнем. На конкурс было представлено 45 проектов. Победил проект скульптора Николая Васильева (ориентированный на мавзолей Гур-Эмир в Самарканде). 8 июля 1909 года генерал-губернатор Санкт-Петербурга Даниил Драчевский уведомил Комитет по строительству о том, что «проекты фасадов мечети… 27 июня сего года удостоились Высочайшего Его Императорского Величества утверждения», а также что градостроительные комитеты управы не видят препятствий к строительству культового здания в центре столицы. 3 февраля 1910 года прошла торжественная церемония закладки мечети. Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода Атаулла  Баязитов сказал в проповеди: «Такой мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне!» После этого эмир Бухарский заложил первый камень в ее основание.

Открытие Соборной мечети Петербурга 22 февраля 1913 года было приурочено к 300-летию династии Романовых (первое богослужение в ней днем ранее совершил ахун Мухаммад Сафа Баязитов), хотя окончательно строительство было завершено в 1920 году. В июне 1940 года мечеть была закрыта, а ее здание передано под склад медицинского оборудования. В 1949 году здесь разместили Музей искусства Средней Азии (позже – Музей Востока).

В середине 1950-х годов, когда СССР наладил тесные связи с национально-освободительными движениями в странах Африки и Азии, встал вопрос о возрождении культового центра мусульман Северной столицы. В 1955 году оно было передано верующим, 18 января 1956 года совершено первое после перерыва богослужение. В августе того же года мечеть посетила индонезийская делегация во главе с президентом Ахмедом Сукарно. В мае 1958 года в богослужении в Соборной мечети принял участие президент Египта Гамаль Абдель Насер. Так «мечеть на Горьковской» стала традиционным местом посещения делегаций из «братских» стран Востока.

Позже выяснилось, что майоликовая облицовка, которая веками держится на зданиях в Средней Азии с ее сухим воздухом, не выдерживает влажной и холодной северной погоды, да и перестройки крыши мечети на протяжении 1950–1970-х годов дали о себе знать – в 1980 году обрушилось около 600 кв. м купола. С 1984 по 2003 год петербуржцы наблюдали голубой купол в строительных лесах. Реставраторам удалось найти материал для реставрации купола, фасада и минаретов, соответствующий климатическим условиям, – технический фарфор, который обжигали в специальных мастерских. При замене майолики сохранены все бывшие изначально элементы, орнаменты и рисунки.

О Соборной мечети Петербурга «НГР» рассказал ее настоятель, председатель Духовного управления мусульман Петербурга Равиль Панчеев:

«Инициаторами строительства мечети изначально были татары – 1-й и 2-й городские приходы Петербурга и 3-й военный приход, созданный для военнослужащих-мусульман при Екатерине II. Эти приходы со времен императрицы подчинялись Оренбургскому духовному магометанскому собранию, преемником которого является Центральное духовное управление мусульман России с центром в Уфе. Это подчинение до сих пор сохраняется.

Также кроме веками живущих в Петербурге татар и башкир сегодня мечеть посещают представители северокавказских республик России и среднеазиатских государств. Мы не делим их по национальному признаку или прописке. Но, по моим наблюдениям как настоятеля мечети, среди прихожан мечети представители этих этноконфессиональных групп представлены примерно поровну.

В будние дни в рабочее время мечеть обычно посещают по 40–50 человек. По национальному составу это и татары, и дагестанцы, и ингуши, и чеченцы, и узбеки… Во время пятничных богослужений мечеть заполнена. Когда стало ясно, что Соборная мечеть не вмещает всех верующих, построили вторую мечеть в Приморском районе, где в основном проживает мусульманское население Петербурга.

Сейчас вопрос о строительстве новых мечетей в Петербурге не стоит. Для будничных и даже для пятничных молитв существующих мечетей хватает.

Когда мы говорим о строительстве мечетей, надо понять, для кого мы будем строить эти мечети – для коренного населения или для мигрантов? В Петербурге есть молельня на Апраксином дворе, подчиненная Духовному управлению мусульман европейской части России с центром в Москве, она обслуживает преимущественно мигрантов. Там не раз происходили обыски, находили запрещенную литературу, наркотики, боеприпасы. Исходя из этого, считаю, что мечети необходимо в первую очередь строить для коренного мусульманского населения, а вопрос миграции должен регулироваться государством»



Самарканд на Неве
Самарканд на Неве
Самарканд на Неве

Возврат к списку






Версия для ПК