В Башкортостане состоялся форум по противодействию терроризму

В Башкортостане состоялся форум по противодействию терроризму 17.05.2016

В Мелеузе прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени», основная цель которой – координация действий органов власти, общественных и религиозных организаций по профилактике экстремизма.

Организаторами выступили: Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы, Российский исламский университет ЦДУМ России и ДУМ Республики Башкортостан. Содействие в подготовке и проведении, оказанное Советом по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ и межведомственным Советом общественной безопасности РБ, свидетельствуют о значимости мероприятия. ЦДУМ России представляли руководитель Администрации старейшего исламского центра страны, муфтий Мухаммад Таджуддинов и его заместитель, ректор Российского исламского университета Артур Сулейманов.

В работе форума приняли участие активисты общественных организаций и представители традиционных конфессий из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан и Республики Мордовия, Оренбургской и Челябинской областей, а также ближнего зарубежья – Беларуси и Казахстана. Все участники сошлись во мнении, что в противодействии экстремизму большую роль играет просветительская деятельность, ведь первопричина агрессивности подростков, способная вылиться как в противоправные действия, так и в приверженность к радикальным религиозным течениям, состоит в отсутствии реальных ориентиров и положительных примеров.

Со вступительным словом выступили представители органов власти, прозвучали приветствия региональных духовных лидеров ислама, православия, иудаизма. В пленарных докладах обсуждалась роль религиозного образования в обеспечении общественной безопасности. Слушатели курсов повышения квалификации по вопросам государственно-конфессиональных отношений, участвовавшие в конференции, получили удостоверения, позволяющие продолжать  просветительскую деятельность. После полуденного намаза в мелеузовской Соборной мечети состоялись секционные заседания: «Профилактика социальных девиаций в молодежной среде», «Государственно-конфессиональное сотрудничество по профилактике экстремизма и терроризма», а также круглый стол «Роль образования в профилактике экстремизма: практический аспект». 

Участие в решении сложнейших вопросов общественной безопасности не только руководителей правоохранительных органов и силовых структур, но и первых лиц и представителей различных религиозных конфессий является подтверждением особой значимости объединения усилий власти светской и духовной ради обеспечения спокойствия мирных граждан.

В своем докладе Артур Сулейманов сказал:

– Ислам в России переживает этап возрождения после достаточно долгой эпохи государственного атеизма. В ходе этого процесса возникают многие трудности и противоречия. Одни решаются легко и быстро, другие требуют внимательного анализа и серьезных затрат времени и ресурсов, третьи возникают в ходе самого процесса и, в каком-то смысле, являются следствием объективных тенденций развития вновь формирующейся мусульманской общины России.

Мы видим, что в целом в исламском мире сегодня не спокойно, и он полон противоречий, которые, к тому же, активно используются и подогреваются некоторыми странами, претендующими на роль управляющих мировыми процессами. Прежде всего, мы имеем ввиду политические доктрины определенных политических сил в США, Европе и даже в самом исламском мире.

Все это порождает такие явления как раскол во взаимоотношениях мусульманских стран, нестабильность в политическом взаимодействии их с другими государствами, часто противопоставление конфессий внутри этих стран и другие. Одним из негативных и наиболее опасных явлений в последнее временя становится религиозный экстремизм и терроризм.

Это явление отнюдь не новое в истории. Оно наблюдалось и раньше. К примеру, в истории России второй половины ХIX века, и оно вовсе было не связано с религиозными мотивами. В современном мире такое явление вызывает особую тревогу, прежде всего, потому что мир этот стал глобальным и любой дисбаланс – социальный, экономический или политический – возникающий в одной точке планеты, непременно вызывает реакцию практически во всех остальных ее частях.

Опасность этого явления сегодня обусловлена еще и тем, что оно приобретает все более выраженный международный характер и даже имеет претензии на государственность как ИГИЛ.

Естественно, что мировое сообщество обеспокоено таким положением вещей. В первую очередь, это беспокоит самих мусульман, стремящихся к утверждению традиционных форм ислама, сохранению его истинной сути, построению гармоничных отношений в своих общинах и странах. Ибо в сути своей ислам – это религия мира, справедливости и благонравия.

Беспокоит это и мусульман России. Важно отметить, что в этом, к счастью, совпадают интересы и мусульманской общины нашей страны, и других традиционных конфессий, и институтов государственной власти, и общества в целом. Ярким тому примером является сегодняшний форум, посвященный обсуждению проблем общественной безопасности. В связи с этим необходимо помнить, что она обеспечивается не только борьбой с экстремизмом, тем более, не может быть сведена к экстремизму религиозному и только мусульманскому. Общественная безопасность достигается путем искоренения всех асоциальных явлений и общественных недугов. Таких как преступность, правовой нигилизм, коррупция, аморальность, нравственная слабость, бескультурье, безграмотность и других.

Понятно, что каждая из выделенных негативных тенденций общественного развития подрывает устои общественной и государственной безопасности. Очевидно, что в их профилактике в каждом конкретном случае необходимы специфические меры и совершенно определенный набор методов. Но есть нечто, что объединяет все методы, применяемые в различных способах борьбы с социальными недугами и обеспечивающие общественную безопасность и стабильность социального развития. И это, безусловно, образование и просвещение.

История подтверждает этот тезис. Во времена древних цивилизаций и в более поздние эпохи образование было основой гармоничного общественного развития. Так было, между прочим, и в эпоху расцвета средневекового арабского халифата. Собственно само понятие «расцвет халифата» стало широко распространенным благодаря тем достижениям в области науки и культуры, какими гордится сегодня мировая исламская умма и признает весь мир, как вклад в развитие человеческой цивилизации. А эти достижения – в медицине и астрономии, математике и химии, географии и истории, литературе и архитектуре – все они были бы невозможны без развитой системы образования. Не случайно во все прошлые времена мировой ислам считался наиболее просвещенным, поскольку в нем грамотностью была охвачена большая часть населения. Так было и в дореволюционной России. Статистика Российской империи в своих отчетах рубежа XIX-XX веков констатировала, что более 90% населения мусульман владеют грамотой и основами математических знаний. Это как минимум.

Неслучайно, что стабильность общественного развития, международных отношений и внутреннего развития отдельных государств всегда была связана с уровнем просвещения и образования в них. Это скажет любой человек более или менее знакомый с мировой историей. Проблема в том, какие параметры мы устанавливаем для объявления того или иного общества, или отдельного человека, просвещенным и образованным.

Сегодня этот вопрос особенно актуален. Например, в той же дореволюционной России объявляемая «почти поголовная грамотность» мусульманского населения не должна восприниматься буквально. Потому что объективно она была ограниченной. Речь могла идти только об азах  грамотности и только в сфере родного языка и для части общества в сфере арабского языка. Так же и в целом грамотность в странах исламского мира была связана с существованием достаточно развитой системы начального образования.

Необходимо понимать, что с определенного момента развитие государственных систем и институтов образования  стало тенденцией в развитии большинства стран, особенно европейских. Это процесс усилился в так называемое «новое время», точнее говоря, с рубежа XVI-XVII веков и продолжается до сегодняшнего дня. Примерно с того же времени начинается ослабление влияния на Европу исламской цивилизации и фактическое превращение ее в зависимый третий мир. Выражение «страны третьего мира» сегодня хорошо известно в политологии.

Многие исламские государства даже стали частью колониальной системы и оказались в зависимости от капиталистических государств Европы и Северной Америки. К рубежу XIX-XX веков понимание необходимости создания государственных систем образования стало частью внутриполитических доктрин в большинстве развитых стран. Именно это во многом обеспечило их быстрое, в том числе, экономическое  развитие в продолжение всего ХХ века.

Вспомним, например, с чего начинала строительство социализма Советская власть в России. Она начинала с организации общественного движения «ликбез» – ликвидации безграмотности – и уже через 15 лет достигла почти поголовной грамотности действующего населения, а к 1970 году всеобщей.

Сегодня эта ситуация распространилась на весь мир. ООН объявляет 90% грамотности населения планеты и прогнозирует, что через 10 лет она станет всеобщей. Это ставит совершенно новые задачи перед духовным образованием.

Раньше понимание грамотности и духовного образования были сопряженными понятиями, и мусульмане в медресе, обучаясь «каламу», приобщались к духовности. Считалось, что человек грамотный – человек еще и воспитанный, и культурный. Теперь грамотность считается естественным состоянием для любого. Духовность, нравственность, достижение высокого уровня компетенции и эрудиции учащихся – становится особой целью образовательных систем. Статистика всеобщей грамотности порождает иллюзию достаточного уровня культуры в обществе. Но, как показывает практика, это не всегда так.

Сегодня образованный человек вполне может использовать свою грамотность в дурных целях, более того, он делает это все чаще и чаще. Значит нужно в скорейшее время пересматривать все критерии и методы обучения и воспитания в существующих или развивающихся системах образования. Российская система духовного образования,  напомним, сегодня находится именно  в стадии восстановления и возрождения, и поэтому у нее есть большой шанс избежать тех издержек и негативных тенденций, которые развились в старых структурах светского образования, как в России, так и в мире в целом.

Какое это имеет отношение к вопросам обеспечения общественной безопасности и особенно к борьбе с экстремизмом? Самое прямое. Ибо нет более действенной формы профилактики, подчеркиваем – профилактики – а не борьбы с экстремизмом и другими негативными явлениями социального развития, чем просвещение общества и достойное образование. Борьба важна и неизбежна, но тогда, когда речь идет об объявленной войне, об ответных мерах или мерах контроля за действиями  лиц, организаций, партий, движений, выражающих свои дурные, тем более, преступные намерения в действиях. Такая борьба, как ответная мера – это священная борьба.

Но коль скоро ставится вопрос о профилактике, это означает предупреждение развития неверных убеждений, которые затем мотивируют действия экстремистов и вообще нарушителей закона. Именно образование призвано заниматься этим. А поскольку, как отмечалось выше, не все в существующих структурах и системах современного образования отвечает такому требованию, сегодня необходимо обращать на сферу образования особое внимание.

Приведем один простой пример, но достаточно яркий. Мы не будем апеллировать к статистике выпускников всех исламских вузов Российской Федерации. Но мы можем твердо сказать, что из стен РИУ ЦДУМ России не вышел ни один не то чтобы экстремист, а просто не вполне надежный или не вполне благонравный священнослужитель. Выпускники РИУ, а сегодня их уже более полторы тысячи, работают практически во всех регионах страны от Калининграда до Хабаровска, продолжают обучение или имеют контакты за границей – и везде мы слышим  о них только положительные отзывы. Молим Аллаха, чтобы и впредь эта оценка оставалась такой же. Аналогично выглядит картина выпускников учрежденных ЦДУМ России медресе, входящих в сферу партнерства с РИУ. Значит, обучение в учебных заведениях старейшего мусульманского центра страны является достаточно действенной мерой профилактики любой формы асоциальности, тем более экстремизма.

Это не означает, что мы должны успокоиться и не думать о совершенствовании методов противостояния негативным тенденциям в процессах образования и воспитания. Хотелось бы в этой связи выделить несколько направлений работы, которую, на наш взгляд, необходимо проводить или инициировать вновь, чтобы быть уверенными в том, что мы сделали все или максимум возможного для обеспечения общественной безопасности и противостояния экстремизму.

Прежде всего, мы хотим обратиться к действующим мусульманским священнослужителям с призывом непрерывно повышать собственный уровень знаний и эрудиции, заниматься самообразованием, осваивать новые технологии для того, чтобы эффективно использовать все существующие формы современного образования, включая дистанционные, заочные, сессионные, экстерновые. РИУ ЦДУМ России сегодня активно работает в этом направлении и создает специальные условия, но необходима и инициатива, идущая от потребителей распространяемых знаний традиционного ислама, то есть от Вас.

Узловым моментом в этом является складывание единых стандартов в образовательной системе. Духовных высших учебных заведений в России сегодня уже достаточно, и они в целом выполняют свои задачи. Вузы, в том числе, и РИУ, разрабатывают программы для начальных и средних исламских учебных заведений. Но этой меры будет недостаточно, если эти программы не будут активно и правильно внедряться в учебный процесс.

Поэтому нам представляется важным на данном этапе упорядочение процесса обучения основам ислама в местных мусульманских организациях – махаллях. Речь идет о выстраивании системы многоуровневого образования. Налаживание единого процесса обучения было бы завершением сложения основных элементов системы духовного образования в целом. Если бы удалось окончательно упорядочить и сделать стабильным и единым процесс обучения основам ислама, его азам, мы могли бы принимать в медресе и университеты более подготовленных абитуриентов, создавать более высокие ступени образования, повышать планку учебного процесса в духовном исламском вузе на уровень высшего светского.

В этой связи хотелось бы сказать еще об одном противоречии. В процессе построения образовательной системы мы постоянно сталкиваемся  с деятельностью контролирующих правоохранительных органов. Это естественная необходимость. Но, к сожалению, иногда они вместо помощи создают трудности. Придирчивая опека и формальное следование некоторым светским правилам без учета специфики духовного образования часто приводят к негативным последствиям. Например, к приостановке деятельности образовательных начальных курсов, отвлечению их от учебного процесса и сосредоточении исключительно на формальных аспектах – оформлении бесконечного числа справок, отчетов и прочего. Другой пример – печально известные случаи со списком запрещенной литературы, в котором в результате формальной оценки оказались совершенно безобидные, более того, полезные книги. Об этом много говорилось в светской прессе.

Контроль со стороны прокуратуры безусловно важен и нужен. Это свидетельство бдительности. Но, как нам кажется, во многих случаях поручительства духовных управлений или местных руководителей исламских общин должны быть достаточными для того, чтобы считать деятельность конкретных образовательных учреждений чуждой экстремистскому началу. Тем более что иногда контролирующие органы ошибаются в применении тех или иных норм законодательства к конкретным условиям, и лишь нежелание вступать в спор с ними заставляет духовные учебные заведения исполнять все предписания.

Еще раз подчеркнем, обеспечение общественной безопасности не может быть делом отдельных ведомств, институтов или учреждений. И если уж те или иные организации духовной сферы официально существуют, следует им больше доверять и как минимум обеспечивать благожелательное отношение со стороны органов контроля.

Хотелось бы обратить внимание на целенаправленную деятельность органов государственной власти в этом направлении. Рамки нашего доклада не позволяют высказать все предложения, поэтому хочется выделить два наиболее важных момента.

Первое. Если, как отмечалось выше, высшее образование является важным элементом профилактики экстремизма, терроризма и других асоциальных явлений, учебным заведениям требуется более действенная помощь органов власти. Речь идет, прежде всего, о духовных учебных заведениях, ибо именно они являются центрами противостояния религиозному экстремизму. Сегодня РИУ ЦДУМ России вместе со своим вузом-партнером, Башкирским государственным педагогическим университетом имени М.Акмуллы, имеет поддержку федеральной власти, реализуемую через действующую с 2007 года государственную программу «Подготовка специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама». Но средств, выделяемых в качестве грантов в рамках этой программы, хватает только на укрепление учебно-методической базы. Их недостаточно для обеспечения уставной деятельности РИУ ЦДУМ России, тем более на организацию специальных мер по профилактике экстремизма. Эту работу РИУ выполняет исключительно за счет энтузиазма и собственных довольно скудных ресурсов. Хотелось бы напомнить, что по заданию ПФО факультет переподготовки и повышения квалификации РИУ ежегодно дополнительно обучает более 350 действующих имамов, в том числе, по программам, предусматривающим распространение методик предупреждения и профилактики экстремизма в молодежной среде. Короче говоря, РИУ сегодня остро нуждается в действенной помощи со стороны региональной власти, и в Уфе, и в районах Башкортостана. Такой опыт активного содействия государства духовным высшим и средним образовательным учреждениям имеется в соседнем Татарстане, где региональная власть всячески поддерживает Казанский исламский университет и казанские медресе. Словом, мы надеемся быть услышанными на местном уровне, а программу взаимодействия можно рассмотреть уже в рабочем режиме.

Второе предложение, или настойчивое обращение к государственным органам, заключается в том, чтобы они усилили нравственную, именно нравственную цензуру в средствах массовой информации. Предложение обратить внимание как минимум на работу государственных каналов, где более 50% эфирного времени отдано «скандальным ток-шоу», в которых крики и нежелание услышать друг друга как бы демонстрируют отсутствие здравого смысла как такового. На этих каналах слишком много насилия в сериалах с криминальным сюжетом, а представители закона обращаются с законом, пусть в благородных целях, но так, как будто этого закона вовсе нет. Представления о красоте выражаются через слово «сексуальность». Достоинства человека сводятся к умению любыми средствами сделать карьеру и конкурентоспособности. На экранах слишком нарочито нечестно нажитые состояния отдельных соседствуют с откровенной нищетой подавляющего большинства, что напоминает пир во время чумы. Чему же может научить такая телевизионная продукция?

Подводя итог, стоит еще раз подчеркнуть, что профилактика экстремизма гораздо важнее борьбы с ним. Если уже дело доходит до репрессивных мер, то силы, противостоящие экстремизму, должны вести дела абсолютно прозрачно и ни в коем случае не давать поводов усомниться в справедливости своих решений, действовать исключительно законными и гуманными средствами. А учитывая, что значительная часть втянутых в экстремистские организации людей – это заблудшая молодежь, можно сказать, обманутая и случайная в обществе террористов, необходимость строжайшего соблюдения законов в процессе борьбы с экстремизмом приобретает особый смысл.

Вышесказанное не означает критику в адрес правоохранительных органов, это не призыв к ослаблению их бдительности. Мы знаем героизм представителей этих государственных учреждений, их подвиги в борьбе с реальными терроризмом и преступностью. Была озвучена необходимость еще более тесного сотрудничества правоохранительных органов с духовными управлениями мусульман, исповедующих традиционный ислам, взаимопомощь в общей борьбе, выстраивание таких отношений, когда совещательность и взаимная экспертная поддержка будут преобладать. Это будет четким и наиболее действенным ответом организованному экстремизму.



В Башкортостане состоялся форум по противодействию терроризму
В Башкортостане состоялся форум по противодействию терроризму
В Башкортостане состоялся форум по противодействию терроризму

Возврат к списку






Версия для ПК