Интервью Талгата Таджуддина информационно-аналитическому порталу «Islam-today»

Интервью Талгата Таджуддина информационно-аналитическому порталу «Islam-today» 17.09.2014

‒ Уважаемый Талгат Таджуддин, в последнее время Вы часто посещаете Татарстан, Духовное управление мусульман РТ. Свидетельствует ли это о продуктивных и дружественных отношений с мусульманским духовенством республики?

‒ Во-первых, Татарстан – моя Родина. Здесь я родился и до 33 лет учился. Как говорит Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего): «Любовь к Отчизне – это частица твоей веры». Были годы, когда ЦДУМ России не мог сотрудничать с ДУМ РТ. В начале 90-х годов прошлого столетия некоторые зарубежные исламские центры пытались организовать в нашей стране параллельные структуры с целью распространения радикальных течений, в чем они и преуспели. В последние годы, хвала Аллаху, духовная жизнь в Татарстане сильно преобразилась. Построены более 1400 мечетей, учебных заведений. С приходом Камиля-хазрата эта работа ведется очень интенсивно – проходят процессы возрождения и развития традиционного ислама, работа с молодежью, издание литературы. И у нас с ним подписан договор о сотрудничестве в образовании, подготовке кадров, противостоянии экстремизму и радикальным течениям. С 1989 года мы проводим в Булгарах памятные мероприятия, среди которых «Изге Болгар-шокер жыены». В этом году впервые в Болгарах провели «Маулид ан-Наби», в котором принял участие Президент РТ Рустам Минниханов, Государственный Советник Минтимер Шаймиев, студенты из Казани и Уфы. В последние годы не только в ЦДУМ России и ДУМ РТ, а по всей стране ведется огромная работа по повышению уровня преподавания в исламских учебных заведениях и систематизации исламского образования. Эта работа абсолютно естественна и нужна для того, чтобы внести вклад в укрепление стабильности и спокойствия в нашей стране.

‒ Вы возглавляете одно из авторитетных духовных управлений с богатой историей. Какие задачи стоят перед ним сегодня?

‒ Как видно из названия, организация занимается духовными делами. Религия у нас отделена от государства, но все верующие, в том числе, и мусульмане, являются гражданами РФ. У нас около 2000 общин и 25 региональных духовных управлений в разных субъектах нашей страны. За последние 15-17 лет по всей стране построено 7,5 тысяч мечетей и более половины их – именно в европейской и азиатской части России. Подготовка кадров, упорядочение деятельности этих общин и есть основная задача ЦДУМ, равно как и противостояние проникновению радикальных и экстремистских течений.

Когда мы говорим о традиционном исламе, молодые мусульмане часто задают вопрос: «А что такое этот традиционный ислам?» Это ислам, который сохранили наши предки. Да, основа для духовной жизни мусульман – это Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), но за прошедшие 14 с лишним веков накопилось огромное духовное наследие. И наши предки, богословы и ученые оставили нам в наследство передовую исламскую мысль. Россия – многоконфессиональная и многонациональная страна. И нам не нужно сегодня изобретать велосипед. Наши предки за прошедшие века, защищая нашу единую Отчизну, строя огромное и великое государство, выработали золотой стержень взаимопонимания и сотрудничества. И в этом, несомненно, опирались на те ценности ислама, которые ценны и дороги для всех людей. Это не только толерантность, но и сотрудничество. Об этом говорил и Владимир Путин, выступая на торжествах по случаю 225-летнего юбилея ЦДУМ, говорил, что у российских мусульман нет другой родины, кроме России. Поэтому участие в общественной и культурной жизни страны, социальном служении также является одной из сфер деятельности и духовного управления, и мусульманских общин совместно с религиозными организациями других традиционных конфессий России.

‒ В мире протекают различные политические процессы. В Палестине неспокойно, в Ираке провозгласили «Исламское государство». Что Вы думаете об этом?

‒ Здесь думать времени не осталось. Пожар идет, а тушить его никто не собирается. Это и агрессия коалиции против Ирака, продолжающийся уже 66 лет конфликт между Израилем и арабскими государствами, также «арабская весна». И сегодня эти события подошли к нашим границам. Я имею ввиду события на Украине. Учения НАТО проходят в нескольких сотнях километров от нашей границы. Откуда это идет – ни для кого не секрет. Это утверждение монополизма со стороны США. И двойные стандарты ко всем событиям, как, например, в Югославии, Ираке и сейчас на Украине. Как в басне: перекладывание с больной головы на здоровую. А санкции – против России. 

Здесь могут быть различные взгляды, но мы – верующие люди. Мы уверены, что ничто не происходит без воли Всевышнего. На нашу страну за ее историю приходили орды, дивизии и армады, доходили иногда даже и до Москвы, но обратно они катились не с песнями. Эти события должны утверждать в нас решимость к еще большей гражданской сплоченности, любви к Отчизне и готовности дать отпор любому давлению. И наши духовные ценности в этом для нас главная опора.

Недавно в Кремле Фонд Андрея Первозванного совместно с другими общественными и религиозными организациями проводил международную конференцию при участии гостей из-за рубежа. И они с огромным восхищением и завистью говорили о сохранении традиционных и духовно-нравственных ценностей в России. И первейшая из них – это семья.

Это не секрет, что в Европе в 14-15 лет дети уходят из семьи. Да, там создаются условия для самостоятельной жизни. Но европейцы мне сами говорили: если хотя бы раз в год нам от ребенка придет открытка с поздравлением на Новый год, мы считаем это за счастье. У нас это не размыто. Семья – это опора государства, она закладывает духовно-нравственные ценности с малых лет. Преемственность поколений должна быть. Мы сильны духом, у нас есть цели. Всевышний наградил огромными дарами и огромными территориями народы нашей страны. Россия может прокормить весь мир.

‒ Давайте, поговорим о последних тенденциях в мусульманском сообществе России. В Крыму недавно был создан Таврический муфтият, который войдет в состав ЦДУМ России, а в самой России работает порядка 80 муфтиев. Как Вы это прокомментируете?

‒ Говорят много. Таврический муфтият – это второй муфтият в России, основанный еще 200 лет назад указом Екатерины II о создании второго в России магометанского собрания. Сегодня там существует Крымский муфтият, но одновременно существовал и Духовный центр мусульман Крыма. Я был на полуострове, встречался с муфтием хаджи Эмирали Аблаевым, а затем к нам приехала делегация этого Духовного центра. Мы им прямо заявили, что вы, слава Богу, вернулись на свою Родину. Все мусульмане страны очень рады, что Крым вернулся в состав России. Мы у нас в стране в большинстве своем страдаем из-за разногласий и противостояний, привнесенных из-за рубежа. Эти проблемы будут и у вас, поэтому вы должны объединиться. И мы готовы сотрудничать с вами в подготовке кадров, организации образования, приеме студентов. Но при одном условии, если вы будете придерживаться только традиционного ислама – Ахлю сунна валь-Джамаа. Потом они объявили о решении создать ЦДУМ Крыма. Это не значит, что они вошли в состав ЦДУМ России, насколько мне известно, перерегистрацию они еще не прошли.

У нас, у мусульман, татар и башкир, есть свой духовный центр – это древние Булгары, куда дошли сподвижники Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Через них состоялась духовная преемственность. Этот центр однажды был разрушен татаро-монголами. Более семи столетий туда тянулась наша душа. Лишь в 1989 году мы провели там первые праздничные мероприятия, посвященные дате добровольного принятия Ислама нашими предками. Эти мероприятия проводятся и сегодня.

Первыми, кто выступил против возрождения Булгар, были экстремисты, последователи радикальных течений. «У нас есть Мекка и Медина, больше нам ничего не надо»,  говорят они. Тогда давайте все переселимся туда! Все 1,5 миллиардов мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что вся земля – это Божий храм, мечеть, кроме бани и кладбища. Посланник завещал нам беречь родину, а не раздирать ее на кусочки.

Поэтому для нас очень дороги древние Булгары. Сегодня идет возрождение мусульманских и православных святынь. Население поддерживает эти изменения, причем, как верующие, так и неверующие, хотя неверующих людей, как мне кажется, и не осталось, за свою жизнь я видел только несколько. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. У каждого в сердце есть хотя бы крупица веры. В сохранении преемственности поколений эти святыни играют свою, особую роль.

Последние пять лет в Казани при поддержке Правительства Республики Татарстан проходит форум мусульманских религиозных деятелей России. Представители татарской и башкирской нации – ближайшие в этом регионе родственные народы, участвующие в этом совещании. Форум в большей степени похож уже на Всемирный русский собор, где на основании духовных ценностей обсуждаются проблемы сегодняшнего дня и пути их решения. У государства предостаточно забот – социальные проблемы, проблемы воспитания молодежи, патриотизма, ответственности людей. Этими проблемами, несомненно, должно заниматься и духовенство. Наше объединение вокруг древней святыни Булгар начало сближать все разрозненные религиозные организации мусульман России. Все мы придерживаемся ханафитского толка. Все утверждают, что придерживаются традиционного ислама. Но утверждение – это одно, нужны еще и действия.

Противостояние и разногласия на руку тем, кто хочет видеть нашу страну разобщенной и раздробленной, но такого, иншаАллах, не будет.

‒ На Ваш взгляд, кто достоин носить звание муфтия?

‒ Звание – это ведь не чалма и не ботинки, чтобы его носить. Нужно быть муфтием. И нужно осознавать, какова реальная потребность в этом. Надобность в муфтии появляется тогда, когда есть сомнения. А для этого нужна подготовка. 20-25 лет назад ко мне приходили с протоколами избранные общинами имамы. Проводим экзамен – намаз читать не умеет, первые 7 аятов Корана не знает, ни одной буквы Корана не знает, но у него в родном селе больше никого нет. Как быть? Даю ему примитивнейшие книги и прошу через месяц приехать. Вот так мы начинали. Поэтому жизнь сама выставит условия.

Да, мы мусульмане, но мы живем среди целого букета народов, и муфтий должен это все учитывать. Когда есть настоящий джамаат, когда мы ценим свою веру, вопрос избрания муфтия – не проблема. Но у него должны быть достойные знания и достойные дела.

‒ Недавно председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, цитирую: «Деятельность ДУМЕР неуклонно расширяется как в географическом плане, так и в смысле направлений деятельности... Наше духовное управление де-факто является духовным управлением мусульман Российской Федерации ‒ мы работаем не только в европейской части страны, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке». То есть он фактически заявил о создании ДУМ РФ, и уже известна дата совещания по этому поводу. Как Вы относитесь к этой идее?

‒ С удивлением. Ему уже шестой десяток лет и предостаточно опыта. Он сам был направлен на учебу от ЦДУМ. Я, еще будучи имамом казанской мечети «Марджани», начинал учить его азам Ислама. И все перипетии нашей духовной и общественной жизни за последние 20 лет он тоже пережил, и седин у него предостаточно.

Мы видели, как он, участвуя в мероприятиях в Булгарах и Казани, говорил очень правильные вещи. О необходимости единения, сохранения традиционного ислама. Но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не изменится. Что может измениться с переменой названия? В наших сердцах происходят изменения. Прихожане и имамы искренне стремятся восстановить единство на основе традиционного ислама, сохраненного нашими предками в течении веков. Вместо того, чтобы это закрепить, он заявляет о создании параллельных структур. Сколько может быть ДУМ? Сегодня ДУМ РТ объединяет более тысячи общин. В составе ЦДУМ – 2000. Остальная половина – на Северном Кавказе. Есть Совет муфтиев. Абсолютно никто не возражает. Нам необходимо вместе продумать план действий. Мы все являемся членами Межрелигиозного совета России. Мы идем к созданию единой системы исламского образования, и государство серьезно нам в этом помогает. Есть вузы-партнеры, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Кому и зачем нужно вновь нарушать стабильность, сложившуюся за последние годы?

Президент России Путин во время встречи с муфтиями централизованных религиозных организаций говорил в Уфе именно об этом: «Пока ни в одной мусульманской стране нет такого, чтобы там была почти целая сотня муфтиев. Пока вы там разбираетесь, кто главнее, экстремисты занимают позиции». Вот этим нужно сегодня заниматься, а не создавать параллельные организации. Дело не в названии и уставе, а в желании сделать что-то доброе ради Аллаха, Ислама и укрепления мира и согласия в нашей стране.

Два года тому назад у нас на съезде участвовали 1200 делегатов. А здесь заявляется, что часть религиозных общин будут создавать Духовное управление мусульман России. Может быть, даже вопреки всему Министерство юстиции РФ зарегистрирует это объединение. Но оно не будет представлять всех мусульман России. Оно будет представлять те 300 общин, которые есть в составе СМР на сегодняшний день.

‒ Как Вы считаете, для чего предпринимаются попытки создать ДУМ РФ?

‒ Есть такое выражение – PR. По всей видимости, ДУМ РФ создается для этого. Или для отчета. Но ничего доброго в нашу духовную жизнь это не принесет. Нужно сближаться. В этом году мы приняли определенные решения по объединению и сотрудничеству на форуме мусульманских деятелей в Казани, а ведь у нас было множество разногласий даже по пустякам. Мы совершенно спокойно, твердо и поступательно можем и дальше сближаться и не будоражить верующих и общество разногласиями.

Должна быть основа. Это основа у нас есть. Что мешает понять друг друга? И в согласии, и в добром сотрудничестве привносить свою долю участия в дело укрепления традиционного ислама? А в том, что сказал Равиль-хазрат Гайнутдин, я ничего доброго не вижу. Пусть Всевышний Аллах его наставит на истинный путь!

‒ Талгат-хазрат Таджуддин, если отбросить политику, как Вы думаете, куда сегодня движется мусульманское сообщество России и к какому результату в конечном итоге придет?

‒ Мы все ждем конец света. Все мы ждем Судного Дня. Но как говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), если конец света уже начался, а у тебя в руке есть саженец, посади его, ибо это зачтется перед Всевышним. Никогда в истории ни одной страны не было такого, чтобы в религиозно-нравственном возрождении участвовали миллионы людей. С 1917 по 1928 год в России было построено 7 тысяч мечетей. До революции – 7,5 тысяч. В составе ЦДУМ в 1928 году было 14,5 тысяч мечетей. А сейчас в России мусульмане, несмотря на пропаганду атеизма, построили еще 7,5 тысяч мечетей, 7 исламских университетов, более 100 медресе. Во всех мечетях разрешено проводить курсы преподавания основ религии.

А попытки ввести разногласия и противостояния уводят нас от реальности. А пока нет Судного Дня – все мы живы. И все Божьи посланники завещали нам жить, ибо жизнь в этом мире – житница вечного бытия. И каждая построенная мечеть или любой храм Божий отодвигает эту дату. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что Судный День не наступит, пока на земле есть хотя бы один верующий человек. И работа по сохранению традиционных нравственных и духовных ценностей – это достойный вклад в жизнь.

‒ И в конце нашего интервью хотелось бы Вас спросить, какого числа в этом году наступит праздник «Курбан-Байрам»? Так как, возможно, в Саудовской Аравии день Арафата будет перенесен.

‒ 4 октября, иншаАллах. Еще в 1972 году представители всех мусульманских стран на международной конференции в Стамбуле договорились, что в составлении религиозных календарей должны участвовать мусульманские богословы и астрономы. Кто-то отрицает этот принцип, но в Хадж пешком не идет, на осле или верблюде не едет. Как можно в 21 веке или в 15 веке по Хиджре отрицать все это? У нас в России в таких республиках, как Татарстан и Башкортостан, праздники «Курбан-Байрам» и «Ураза-Байрам» объявляются праздничными днями. И нам стыдно будет сказать, что мы не знаем, когда у нас будет проводиться «Курбан-Байрам».

‒ Муфтий Талгат-хазрат, благодарим Вас за столь содержательную беседу.


Возврат к списку






Версия для ПК