Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете

Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете 19.11.2012

Приводим текст выступления Шейхуль-Ислама, Верховного муфтия, Председателя ЦДУМ России Талгата Сафа Таджуддина на форуме в Стамбуле:

«Горизонты Ислама в Евразии: от традиций к будущему»

«ОСНОВЫ ЗНАНИЙ И МУДРОСТИ В ЕВРАЗИИ»

خطاب شيخ الاسلام طلعت بن صفا تاج الدين, المفتى العام و رئيس النظارة الدينية المركزية لمسلمى روسيا

بسم الله الرحمن الرحيم

 الحمد لله الذى جعلنا من أمةٍ سيدنا محمد أمةً و سطا لنكون شهداء على الناس و يكون الرسول علينا شهيدًا

و الصلاة و السلام على حبيبه و رسوله و آله و صحابته و علينا و على عباد الله الصالحين و من تبعهم باحسان إلى يوم الدين

اخوتى الأعزاء فى الإسلام !

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الحمد لله  Мне доставляет честь от имени Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМР) приветствовать участников и гостей нашего международного Форума, традиционно собравшегося в гостеприимном и дорогом сердцам всех мусульман городе Стамбуле, сохраняющем и приумножающем, по воле Всевышнего Аллаха, свою выдающуюся историческую роль как одного из ведущих духовных и культурных центров всего Исламского мира.

Мы выражаем самую искреннюю благодарность и признательность Управлению по делам религии Турецкой Республики, уважаемому Мехмед Гурмез эфенди, его соратникам и сотрудникам, всем инициаторам и организаторам этого Форума за приглашение к активному участию в нем нас – представителей многомиллионной мусульманской Общины России, которую на протяжении многих столетий связывали с Турцией самые тесные, самые благотворные цивилизационные связи.

Тема, вынесенная на обсуждение нынешнего высокого форума «Горизонты ислама в Евразии: от традиций к будущему», безусловно, отражает наши глубинные чаяния, в полной мере соответствуясь с аятом священного Корана:

وَلَا تَيْئَسُوا مِنْ رَوْحِ اللَّهِ إِنَّهُ لَا يَيْئَسُ مِنْ رَوْحِ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ (يوسف 87)

«и не отчаивайтесь в утешении Божием. Поистине, отчаиваются в утешении Аллаха только люди неверующие!» (Йусуф 12-87)

На протяжении многих веков наши предки, несмотря на множество серьезных испытаний и глобальных потрясений, выпавших на их долю, сумели бережно сохранить ниспосланные Всевышним Аллахом духовно-нравственные ценности. И по сей день все четырнадцать веков с момента своего зарождения светоч этого учения продолжает озарять истинный смысл нашей жизни. При этом благодать небесного учения не только не утратила своего исконного значения в качестве духовного оплота, но и, напротив, становясь всеобъемлющим фактором бытия все большей и большей части человечества, доступно и исчерпывающе дает ответы на все вопросы, волнующие современного человека.

Сегодня Ислам  одна из самых многочисленных и почитаемых конфессий во всем мире и в нашей стране, в частности. И мы, мусульмане России, уверовавшие в единого Господа, совместно со всеми  соотечественниками другой национальности и иного вероисповедания верша новейшую историю страны, своим добрым примером стремимся побуждать в сердцах и душах всех людей потребность к неустанному духовному совершенствуМы искренне радуемся укреплению уз добрососедства и сотрудничества между Россией и Турецкой Республикой, и другими странами исламского мира. С турецким народом нас объединяет не только общность веры, языка и культуры, но и географическое проживание в центре самого крупного геополитического континента Земли – Евразии, а значит и принадлежность к единой цивилизации. Убежден, что наши духовные контакты на почве исповедания единых религиозных ценностей придают живительный импульс развитию братского сотрудничества наших государств, способствуют укреплению духовно-нравственных связей наших народов, расширяют горизонты взаимодействия и сотрудничества между религиозными организациями в теологической и образовательной сферах, а также в профилактике экстремизма и терроризма.

Мы живем с вами в то время, когда судьбы народов и государств стали более взаимосвязаны, чем в прежние века. Глобализация, современные средства коммуникации сделали современный мир еще более доступным во всех сферах, еще более взаимозависимым и все, что происходит в любом уголке земного шара, моментально отражается в умах, настроениях и действиях каждого из нас. Вместе с тем, следует признать, что сегодняшний мир, не найдя себе альтернативы в массе иных мировоззрений, стал все чаще обращаться к Исламу, находя в его лоне свое духовное прибежище и морально-нравственное очищение, которое достижимо только через восприятие сердцем и разумом этого великого наследия, его всеохватной мудрости и универсальных знаний.

Однако все это непостижимо без веры, и потому вера в милость Божию была и остается во все времена насущной потребностью духовно-нравственного мира каждого здравомыслящего человека, ибо направляет его к совершенству. А поскольку в ее основе заложены вся система морально-нравственных заповедей, норм, понятий и представлений, она формирует из человека полноценного члена общества, личность, живущую осмысленно, с пользой для себя и окружающих. В этом плане исламское вероучение является первоисточником реалистичных знаний о жизни, помогает осмысливать вечные вопросы человеческого существования: о добре и зле, смысле жизни и долге, ответственности, любви к ближнему, милосердии, сострадании и о всех других нравственных критериях. А поскольку  только в исламской религиозной системе наиболее полно отражены определяющие условия и основные нормы человеческого общежития, то запечатляясь в индивидуальном сознании, они формируют  личность, определяя ей роль и место в общественном бытие. Таким образом, религия представляет собой идеальное образование, которое через призму небесного вероучения откристаллизовало весь положительный опыт жизненного бытия всего человечества, отразив в нем все объективные связи и отношения Божественного миропорядка. Мировое сообщество сейчас все больше и больше осознает эту важнейшую истину, заключающуюся в том, что гармония Божественного миропорядка не достижима без восприятия истинных духовных ценностей. И мы, последователи завершающей миссии Пророка Мухаммада (с.а.с.), заключающейся в словах Всевышнего

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ (  سورة الأنبياء 107)

«Мы послали тебя только как милость для миров». (Пророки 21-107)

должны внести свой достойный вклад в верное осознание мировым сообществом глубокого значения духовно-нравственных ценностей для настоящего и будущего всего человечества, мира, стабильности и процветания на всей Земле!

       Конечно, наш мир поделен на цивилизации, нации, религии, отражая многогранность и многозначность его исходных принципов. Однако отличительной чертой исламского вероучения является то, что оно всегда выражает открытость и готовность к живому диалогу, поскольку исходит из того, что все мы, все человечество, живет в одном сотворенном мире и связаны единой судьбой. Ислам в этом смысле  отличается не только толерантностью к тому или иному мнению, но и сам активно инициирует возможность проведения целенаправленного, научно объективного мировоззренческого диалога, подвигая мировое сообщество к взаимопониманию и взаимосближению. Мы, правоверные, воспринимаем существование сбалансированной цивилизационной вариативности как абсолютно естественное явление, и считаем, что взгляд на современные реалии и требования эпохи должен осуществляться со всех точек зрения, исключающих узкое и одностороннее восприятие процессов мировой общественной жизни и однополярное обустройство мира. И мы исходим из того, что наличие такого многообразия позволяет вырабатывать объективную картину мира и его происходящих процессов. Ведь согласно норм Ислама, не только мы мусульмане являемся общиной Пророка Мухаммада (с.а.с.), но и остальной мир является الدعوة أمة

 а Всевышний Аллах повелевает:

ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ 

(  سورة النحل 125)

«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!»

(Пчелы 16-125)

Господь наш благословил нас представлять все многообразие наших культур и традиций! Давайте же и впредь подавать добрый пример благочестия, согласия и мира, торжества разума и веры! Понимание того, что каждый человек, вне зависимости от расы, происхождения и мировосприятия – наилучшее творение Всевышнего Аллаха, лежит в основе мудрости нашего вероучения и проявляется в стремлении к мирному сосуществованию всех людей на планете. И эту мудрость мы обязаны передавать из поколения в поколение.

Ведь именно к этому и призывает нас Священный Коран:

شَرَعَ لَكُمْ مِنَ الدِّينِ مَا وَصَّى بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ كَبُرَ عَلَى الْمُشْرِكِينَ مَا تَدْعُوهُمْ إِلَيْهِ اللَّهُ يَجْتَبِي إِلَيْهِ مَنْ يَشَاءُ وَيَهْدِي إِلَيْهِ مَنْ يُنِيبُ (سورة الشورى 13)

«Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" Велико для многобожников то, к чему ты их призываешь» (Совет 42-13)

В этой извечной мудрости мы видим непреложное условие сохранения мира на земле и достижение Божественного мироустройства. Только обогатив свой разум знаниями  и мудростью вероучения, мы постигнем милости и благословления Аллаха! Только следуя гуманистическим элементам наших культур и вероисповеданий, мы сможем преодолеть преграды, препятствующие установлению согласия и солидарного сосуществования всех народов нашей планеты,  эффективно и достойно противостоять всем вызовам  нашего непростого времени. Потому как повелевает Господь миров:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ (208) فَإِنْ زَلَلْتُمْ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْكُمُ الْبَيِّنَاتُ فَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَعَزِيزٌ حَكِيمٌ (209) سورة البقرة

      «О вы, которые уверовали! Войдите в мир сообща и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас - явный враг! (208). А если вы спотыкаетесь после того, как пришли к вам ясные знамения, то знайте, что Аллах – Могучий,  Мудрый. (209)» (Корова 2-208, 209)

А для этого, по нашему убеждению, необходимо иметь искреннюю веру и твердую приверженность духовно-нравственным принципам на основе истинных знаний о нашей священной вере, реальностях современного мира, взаимоуважения, мира и добрососедства со всем окружающим нас миром. Именно поэтому мы не приемлем экстремизм, насилие и террор во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и во взаимоотношениях народов и государств. Ответственность и еще раз ответственность,  терпение и сострадание в словах и действиях каждого из нас, несомненно должны быть. Универсален и един для всех принцип и закон Божий:

عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّلِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».

رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ [رقم:13]، وَمُسْلِمٌ [رقم:45].

 

 «ни кто из вас не уверует искренне, пока не полюбит для ближнего то, что любит для себя»

учил нас этому непреложному принципу и Пророк Мухаммад (с.а.с.).

Обращаясь к истории мировой цивилизации, очевидно, что в прошлом Ислам сыграл важнейшую роль в духовно-нравственной эволюции, научном, культурном,  политическом и социально-экономическом развитии современного мира и в процессе его обустройства. Вера наша Ислам – Священный Коран, Досточтимая Сунна Пророка Мухаммада (с.а.с.) и богатое духовно-нравственное наследие наших предков за многие столетия стали основой знаний и мудрости и для правоверных мусульман Евразии Именно эта основа во многом определила путь цивилизационного совершенствования наших народов и самосознание всей исламской уммы.

 Безусловно, что и сегодня, в жестких реалиях современного динамично развивающегося мира, ей уготована ведущая роль в реализации всемирной миссии. Уверен, что наличие богатого духовного, интеллектуального, наследия и большого человеческого и экономического потенциала  исламской Уммы сделают ее способной на значимые достижения и в будущем во всех сферах жизни мирового сообщества.

И в реалиях современного мира, большинство народов и каждая личность стремится найти свое достойное место и не видит его без духовно-нравственного возрождения. Человек не робот. Бездуховность и удовлетворение только материальных потребностей не может его удовлетворить. Именно поэтому, ради счастья этого и вечного мира, возвращение знаний и мудрости – Священной книге, досточтимой Сунне Посланника Господа миров (с.а.с.) и духовно-нравственному наследию наших предков неизбежно.

ربنا ظلمنا أنفسنا وإن لم تغفر لنا وترحمنا لنكونن من الخاسرين

سورة البقرة

فَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا وَمَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاقٍ(200)

وَمِنْهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ(201)

أُوْلَئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللَّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ

و السلام عليكم و رحمة الله و بركاته




Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете
Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете
Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете
Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете
Выступление Талгата Таджуддина на VIII Евразийском исламском совете

Возврат к списку






Версия для ПК